Четверг, 02.04.2020, 10:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя экономики и математики

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Материалы уроков


Семейный бюджет
05.01.2014, 14:59

Методическое руководство к  уроку

Автор: Гладких Ольга Владимировна,

            учитель экономики и математики МБОУ СОШ № 2

Предмет                                Экономика, 6 класс

Тема урока               "Доходы. Расходы. Семейный бюджет” (урок № 14)

Базовый учебник                «Экономика семьи» Н.В. Новожилова, тетрадь творческих заданий «Экономика: моя семья» Н.В. Новожилова.

Цели урока:

Создать условия для продуктивной исследовательской, аналитической деятельности учащихся через коллективное и групповое обучение и взаимный обмен информацией.

Задачи:

·      познакомить с понятиями: семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

·      учить вести исследование несложных практических ситуаций, получать информацию из различных источников, обрабатывать её и ранжировать  по указанным основаниям и представлять  в табличной форме,  выдвигать предположения, через активное участие в диалоговом пространстве учитель-ученик, ученик-ученик.

·      способствовать самоорганизации обучающихся; развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать решения, аргументировать свою точку зрения; выработке коммуникативных компетенций; развитию инициативности учащегося.

·      создать условия для воспитания экономической культуры школьников.

Вырабатываемые УУД:

Познавательные: формируем

·      умение быстро найти и извлечь необходимую информацию по теме из схем, иллюстраций, текстов;

·       умение пользоваться добытой информацией в практических целях;

·       умение конструировать «новые знания» на основе полученных знаний и их сегментов;

·      умение выявлять сущность, особенности объектов;

·      умение на основе анализа объектов делать выводы.

·      Регулятивные: развиваем

·      умение прогнозировать предстоящую деятельность, распределять роли в группе;

·      умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

·      оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

·      осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: развиваем

·      умение слушать и понимать других;

·      умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

·      умение оформлять свои мысли в устной форме.

·      умение работать в  группе.

Личностные:

·      умения выказывать своё отношение к услышанным фактам, выражать свои эмоции;

·      формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предполагаемый результат:

·      к концу урока дети смогут определять доходы и расходы семьи, рассчитывать бюджет семьи и определять его тип;

·      освоят несложные навыки исследовательской деятельности и групповой работы.

Тип урока: изучение нового материала с элементами проблемно-исследовательской работы

Форма организации деятельности.

Урок строится на основе элементов проблемно-диалогической технологии (автор Е. Л. Мельникова), с использованием приемов элементов технологии критического мышления, оценивания собственной деятельности, и элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного.

Методы: анализ и синтез информации (составление системы понятий «Доходы», «Расходы», «Бюджет семьи» - задания с избытком информации; сравнение; установление причинно-следственных связей; школьное открытие)

Необходимое оборудование: презентация к уроку «Семейный бюджет». раздаточный материал (рабочий лист  учащегося, экономический словарь, карточки с дополнительным заданием, калькуляторы, памятки)

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. Нам предстоит сегодня вместе работать, и я постараюсь, чтобы наше, совместно проведенное, время было интересным и познавательным. Вы поможете мне в этом?! Вот и прекрасно! Тогда начинаем.

2.    Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Ребята, а вы любите сказки? (ответы учащихся)

Я предлагаю отправиться в сказочное государство «Экономика»

(Слайд №1)

Это государство поистине волшебное, со своими проблемами, законами и противоречиями. Оно открыто для каждого, кто хочет войти в него активным участником.

А вот и жители сказочного государства - королевская семья (на доске помещаются картинки с членами королевской семьи)

Когда-то это королевство было процветающим, и  король имел огромное богатство, у него была волшебная палочка. И хотя он ничего не умел делать, волшебная палочка выполняла все его желания. Но он плохо управлял своей страной, и волшебница лишила его палочки, и он потерял все свое богатство.

Теперь семья короля нуждается в нашей помощи. Поможем ему?

2.1.                Работа по поиску решения проблемы. Постановка целей.

Чем мы можем ему помочь?  (ответы учащихся)

Правильно. Молодцы! Если король будет работать, он сможет заработать для семьи деньги, т.е. начнет возвращать свое богатство. Но это не так просто.

Ребята обратите внимание на тему нашего урока, она записана на доске. Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет. Эти экономические понятия мы и будем сегодня изучать. И чтобы помочь королю, нам надо научиться правильно, планировать семейный бюджет.

А как вы думаете, о каком понятии мы сейчас говорили, имея ввиду зарплату короля?

2.2.            Проблемно-диалоговое общение (Мельникова Е.А.)

Знакомство с экономическими понятиями «доход», «расход», «семейный бюджет».

Из чего же еще, кроме зарплаты могут состоять доходы семьи? (ответы учащихся).

Слайд-2  Учитель подводит учащихся к осознанию понятия – доход 

 

Давайте попробуем дать определение понятию – доход (вместе формулируют определение)

Проверьте, правильно мы с вами дали определение доходам семьи?

                                                                                                                                 (Слайд 3)

И так, доход это все денежные и материальные средства, поступающие в семью, в результате полезной деятельности членов семьи.

 Но кроме доходов в семье есть еще и расходы.

Вспомните, на что тратят деньги ваши родители?                                                                                                                                                          (Слайд 4)

Так что же собой представляет расходы семьи?  Давайте попробуем дать определение понятию – расход

 (ответы учащихся)

Проверьте, правильно мы с вами дали определение расходам семьи?                                                                                                                        

Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.                                                                                  (Слайд 5)

А сейчас, ребята, мы с вами подошли к понятию семейный бюджет.

 Может кто-то мне подскажет , что же такое семейный бюджет?

 Семейный бюджет состоит из доходов и расходов.

(Слайд 6) Давайте  сформулируем понятие семейный бюджет.

 Ребята, мы можем представить семейный бюджет в виде озера и рек, которые впадают и вытекают из него.

(Слайд 7) Река под названием Доход вливается в озеро Бюджет семьи, а вытекает из этого озера другая река - Расход.

Обратите внимание, река-Доход равна     реке - Расход.

(Слайд 8) Такой бюджет называется сбалансированным.                

 

(Слайд 9)А теперь представьте, что река Доход будет больше, чем река Расход. Какую ситуацию мы будем наблюдать? (ответы учащихся)

(Слайд 10)   Такой бюджет называется избыточным.            

(Слайд 11)   А если река Доход меньше чем река Расход. Что будем наблюдать? (ответы учащихся)

(Слайд 12) Такой бюджет называется дефицитным.  

 Вот так происходит и в жизни: одна семья больше тратит, чем зарабатывает, а др. наоборот: больше зарабатывает, чем тратит.

Доход, как правило, зависит от того, как человек трудится, а богатство еще и от того, как он полученные деньги тратит.

 Ребята, мы рассмотрели  понятие семейный бюджет. Какой сейчас совет мы можем дать  Королю? (ответы учащихся)

Верно, ребята, надо правильно тратить деньги. Вот этому мы и будем сейчас учиться.

 2.3.            Исследовательская работа учащихся (Мельникова Е.А.)

Работа в группах.

А теперь, ребята, мы познакомимся с планированием семейного бюджета.

 

Представьте, что вы, за каждым столом представляете семью. Семья Ивановых, семья Петровых и семья Сидоровых. Распределите роли и, совместными усилиями, заполните бюджетный план своей семьи, вписав свои доходы в одну колонку, а расходы в другую.

Ребята, если вы испытываете затруднения, на ваших столах есть экономический  словарь. В нем вы найдете экономические термины. Выберите те термины, которые относятся к доходам и расходам семьи, и  поместите их в нужный столбик.

(Проверка задания. Учащиеся называют свои виды доходов и расходов. Учитель показывает слайд с готовой таблицей)                                                                                                                       

Итак, мы с вами составили не что иное, как план семейного бюджета.

Но чего-то в нем не хватает? Как вы думаете?

(Слайд 13)

Молодцы! Теперь нам необходимо выразить все расходы и доходы в денежном эквиваленте. Проставьте условную сумму напротив каждого пункта доходов и расходов и посчитайте сумму расходов и доходов.  

Что получилось у семьи Ивановых?...у семьи Петровых?…у семьи Сидоровых?

Подводим итог и называем вид бюджета.

Ребята, а какой вид бюджета мы не получили.

Как вы думаете, какой из трех видов семейных бюджетов экономически выгодный?

Если в семье Сбалансированный или Избыточный бюджеты , то можно смело сказать, что семья не испытывает финансовых затруднений. И как следствие этого, в такой семье больше денег можно тратить на образование, спорт и отдых.

3. Закрепление нового материала

А теперь ребята мы можем дать экономически правильный совет королю, как стать богатым? Чему ему надо учиться? (ответы учащихся)

Молодцы! Планировать семейный бюджет, правильно распределять доходы и расходы семьи.

Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке? (Предполагаемый ответ: доходы, расходы, бюджет, виды бюджета).

А теперь я вам предлагаю небольшой тест.  У вас на рабочем листе есть 2 схемы, впишите правильно определения в соответствующую фигуру схемы «Семейный бюджет» и «Виды Семейный бюджета».

Проверяем тесты.

 Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими элементами семейной экономики.

 Вспомните ребята, какие задачи мы ставили в начале урока?

 Мы их выполнили?. Есть ли задачи, которые мы не решили?

 Что было наиболее интересным?

Надеюсь, что вы теперь будете помогать планировать семейный бюджет своим родителям.


5. Рефлексия – каким из фразеологизмов можно охарактеризовать нашу с вами работу на уроке?  

      Шевелить мозгами

      Слушать в пол-уха

      Хлопать ушами

 Молодцы, мы действительно сегодня шевелили мозгами.

 Урок окончен. Большое спасибо за поддержку и сотрудничество. Мне очень понравилось с вами работать! Желаю удачи вам в дальнейшем освоении тайн экономики в старших классах. А чтобы было с чего начать у вас остается рабочий лист. Почитайте и возьмите его вооружение. 

Категория: Экономика | Добавил: admin9
Просмотров: 7656 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Фонд помощи детям
Телефон доверия
ФИПИ
Решу ЕГЭ
Поиск